ivannovikov (ivannovikov) wrote,
ivannovikov
ivannovikov

Categories:

Мурманск. Атомный ледокол "Ленин".

2015_11_Murmansk_00375.jpg

На площади Пяти углов морозно, солнце клонится к закату. Про закат можно подумать, когда вы в Мурманске первый раз. На самом деле оно и днем почти так же светит, скоро в городе настанет полярная ночь.

2015_11_Murmansk_00366.jpg

Вид из гостиницы "Меридиан" на торговый комплекс "Волна":

2015_11_Murmansk_00367.jpg

Мне как раз идти в ту сторону, за "Волну" и к вокзалу. Напротив моих окон стоит самое высокое здание за полярным кругом: гостиница и по совместительству деловой центр "Арктика":

2015_11_Murmansk_00368.jpg

Я направляюсь к атомному ледоколу "Ленин". Прохожу мимо вокзала. Красивое, сталинское здание:

2015_11_Murmansk_00369.jpg

Пришли поезда до Москвы:

2015_11_Murmansk_00384.jpg

Пешеходный мост через пути идет прямо до Судоремонтного завода, а там и до Морвокзала рукой подать:

2015_11_Murmansk_00370.jpg

Подо мной длинные ленты вагонов с углем:

2015_11_Murmansk_00373.jpg

Вот я и у площади Морвокзала. Само здание на мою беду полностью завесили лесами. Забор у пристани как и водится весь в замочках:

2015_11_Murmansk_00377.jpg

А вот и он. Первое в мире атомное надводное судно. Стоит, старичок, на приколе и работает ныне музеем:

2015_11_Murmansk_00378.jpg

Судно во многом уникальное и я давно хотел попасть на него. Я думал сначала, что корабля уже нет, что он распилен на металлолом (такие мысли действительно были в правительстве):
Под капитанским мостиком висит орден.
Непоколебимая мощь Советского строя:

2015_11_Murmansk_00376.jpg

После этого корабля стало понятно, что атом, несущий боль и разрушение можно подчинить себе и заставить работать на благо человека в суровых условиях:

2015_11_Murmansk_00380.jpg

Я подождал начала экскурсии и нас пустили по трапу внутрь. Коридоры ледокола:

2015_11_Murmansk_00389.jpg

В числа и сроки, о которых читаешь в интернете, просто не верится. Страна оправляется от разрушительной войны, казалось бы, о каком ледоколе вообще может идти речь.
Проект был разработан в ЦКБ "Айсберг" всего за два года. Надо понимать, что никакого "автокада" тогда не было, вообще не существовало кораблей подобного класса и все нужно было делать с нуля.

2015_11_Murmansk_00416.jpg

Нас привели в столовую корабля. Столовая большая. Стулья намертво прикручены к полу, но вращаются. Тяжелые столы, картины на стенах:

2015_11_Murmansk_00387.jpg

Ленин, покрашенный морилкой:

2015_11_Murmansk_00386.jpg

По середине- часы, решетки вентиляции:

2015_11_Murmansk_00385.jpg

На противоположной стене есть экран, где показывались фильмы и кинохроника для команды. Слева- раздача, как в столовой:

2015_11_Murmansk_00388.jpg

В 1956-м году судно закладывают на судостроительном заводе им. А.Марти. Это территория сегодняшних "Адмиралтейских Верфей".
В целом в постройке корабля принимали участие так или иначе все заводы-монстры Ленинграда. Всего было задействовано 512 предприятий Советского Союза. Всей страной строили корабль.
На Кировском заводе изготовили силовые турбины:

2015_11_Murmansk_00390.jpg

Вот она в разрезе:

2015_11_Murmansk_00391.jpg

Завод "Электросила" поставил гребные электродвигатели. Один только гребной винт весит 29 тонн!
А вот генераторы, к которым идут валы турбин:

2015_11_Murmansk_00393.jpg

В 1959-м году уже начались ходовые испытания. Невероятный срок для сегодняшнего российского судостроения, где одну атомную субмарину строят по десять лет.
Уже через год корабль был сдан Мурманскому морскому пароходству.
Представляю, как престижно было на нем работать.

Есть немного современного. Схема ледокола:

2015_11_Murmansk_00395.jpg

Можно посмотреть старые фотографии из славного прошлого корабля, листая их на большом экране:

2015_11_Murmansk_00396.jpg

А вот так выглядит старая схема:

2015_11_Murmansk_00397.jpg

Ледокол и сейчас внушает уважение, а в те времена простому народу казался просто сошедшим со страниц фантастической книги. На корабле был уже тогда большой медпункт:

2015_11_Murmansk_00423.jpg

Который оказывал помощь не только команде, но и попавшим в беду далеким местным жителям.
Здесь есть свой рентген-кабинет:

2015_11_Murmansk_00421.jpg

Стоматология (наверное многих сейчас передернуло от вида старого кресла бормашины)

2015_11_Murmansk_00422.jpg

Ну а это совсем кадры из Сайлент-Хилла. Операционная:

2015_11_Murmansk_00418.jpg

Сейчас это кажется старым и страшным. На современных ледоколах есть и бассейн и фитнесс-зал, но не забывайте, что это была середина 50-х и все это было новым и вызывало восторг у делегаций иностранных государств.
Кабинет врача:

2015_11_Murmansk_00419.jpg

Вот его панорама:

2015_11_Murmansk_00423.jpg

Книга по анатомии человека. Там даже про роды есть:

2015_11_Murmansk_00420.jpg

Пройдем дальше, в святая святых, можно сказать в мозг корабля:

2015_11_Murmansk_00398.jpg

Корабль в целом производит впечатление, но как только я зашел в пультовую, откуда происходит управление ядерными установками, здесь я уже усомнился. Ну не могли в пятидесятых сделать такое:

2015_11_Murmansk_00414.jpg

Датчики и кнопки выдавали 70-е года:

2015_11_Murmansk_00400.jpg

Я не выдержал и спросил. Оказалось действительно, силовая установка "Ленина" была модернизирована в 1967-м году, по причине двух аварий и протечек. Интересно, пишут что старую удалили направленным взрывом кумулятивных снарядов и затопили на большой глубине Северного Ледовитого океана у Новой Земли. Новой Земле в Советском Союзе приходилось очень не сладко. Все ядерные испытания проходили там.

2015_11_Murmansk_00401.jpg

А после на судоремонтном заводе "Звездочка" в сухом доке за три года установили новую установку, более современную. Надо сказать сейчас это выглядит забавным, но пробный пуск новой установки на "Ленине" выполнили за полчаса до полуночи в ночь на 22 апреля, дабы успеть к 100-лению вечно живого вождя. Вот были сроки!

Турбогенераторы (наверное):

2015_11_Murmansk_00402.jpg

Скажу вам, что на современных кораблях до сих пор используют такие аналоговые датчики:

2015_11_Murmansk_00403.jpg

Мнемосхема реактора:

2015_11_Murmansk_00404.jpg

На корабле впервые была применена телевизионная связь с помещением реакторного отсека. То есть операторы в прямом эфире удаленно видели что там происходит. Снова космос и фантастика для тех времен:

2015_11_Murmansk_00405.jpg

Одна схема включена для наглядности:

2015_11_Murmansk_00408.jpg

"Контроль 6666". Даже боюсь думать, что это они контролируют. В корабле как-никак "ядрена бонба", от лукавого это все:

2015_11_Murmansk_00410.jpg

Телефоны:

2015_11_Murmansk_00411.jpg

Еще один взгляд на пульт:

2015_11_Murmansk_00415.jpg

А вот и само помещение реакторного отсека. Понятное дело, люди не настоящие, это манекены. Хотя кто знает:

2015_11_Murmansk_00425.jpg

Вышли в большую кают-компанию. Она вся отделана деревом:

2015_11_Murmansk_00430.jpg

Сверху необычный потолок, как в метро:

2015_11_Murmansk_00427.jpg

Ледокол был гордостью Советского Союза и на нем часто бывали знаменитые гости. В свое время здесь был и президент США Никсон, был Фидель, на борт корабля поднимался Юрий Гагарин.

2015_11_Murmansk_00426.jpg

Еще из интересного. Курительная комната:

2015_11_Murmansk_00429.jpg

По вечерам давали концерты на рояле:

2015_11_Murmansk_00428.jpg

Еще одна комната отдыха:

2015_11_Murmansk_00463.jpg

Каюта:

2015_11_Murmansk_00432.jpg

Поднялись по главной лестнице:

2015_11_Murmansk_00435.jpg

Каюта капитана:

2015_11_Murmansk_00437.jpg

Сейчас выйдем на мостик:

2015_11_Murmansk_00438.jpg

Вот он:

2015_11_Murmansk_00455.jpg

Вид на Мурманск. Над городом сгустились тучи и идет мелкий дождь словно водяная пыль:

2015_11_Murmansk_00441.jpg

Здесь просто куча приборов:

2015_11_Murmansk_00445.jpg

Управление гребными электродвигателями:

2015_11_Murmansk_00444.jpg

Карта:

2015_11_Murmansk_00446.jpg

Глубиномер:

2015_11_Murmansk_00456.jpg

Это даже не знаю что такое:

2015_11_Murmansk_00447.jpg

В помещении радиорубки:

2015_11_Murmansk_00461.jpg

Таак, Петрович, ану-ка найди нам песни на УКВ-диапазоне:

2015_11_Murmansk_00462.jpg

Люблю разглядывать старые приборы:

2015_11_Murmansk_00460.jpg

Больше всего поражает, что такой вот техникой люди же делали серьезнейшие исследования:

2015_11_Murmansk_00457.jpg

Рабочее место:

2015_11_Murmansk_00458.jpg

Импортный!:

2015_11_Murmansk_00452.jpg

Осциллограф (если что поправите потом):

2015_11_Murmansk_00451.jpg

Рабочий стол с картой:

2015_11_Murmansk_00450.jpg

А вот это место узнаете?
В музее снимали художественный фильм "Ледокол", а в этой каюте была одна из сцен фильма:

2015_11_Murmansk_00443.jpg

Да здравствует Великий Ленин!

2015_11_Murmansk_00433.jpg

Пора закругляться.
Хочу выразить огромную благодарность экскурсоводу. Всегда приятно, когда человек молод и увлечен своим делом. На таких людей хочется равняться.

2015_11_Murmansk_00454.jpg

За спиной у морвокзала остался ледокол "Ленин". Оживший фантастический корабль для всех пионеров и школьников. Даже сейчас он вызывает безмерное уважение подвигу советских инженеров.

2015_11_Murmansk_00381.jpg

На ледоколе были пройдены и разведаны новые участки Северного Морского пути, продлена за счет его автономности навигация и разведан путь до Певека через Северную Землю, что в свою очередь повлекло подготовку экспедиции ледокола "Арктика" в 1977-м году.
За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.
На Ледоколе было столько интересных случаев, что об этом наверное написана хорошая книга. Вот только где б её найти?


2015_11_Murmansk_00466.jpg

__________________

Ссылки на сети:




Tags: Ленин, Мурманск, атомный, ледокол
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments