ivannovikov (ivannovikov) wrote,
ivannovikov

Териберка. Часть 1.

Этот пост можно прочитать на Яндекс.Дзен

Про это маленькое село на самом краю Баренцева моря сказано уже немало, после выхода фильма Звягинцева для многих оно стало культовым местом. В эти холодные забытые края потянулись туристы, едут даже иностранцы, чтобы постичь загадочную русскую душу. Я находился в Мурманске, а до Териберки от сюда около 130 километров. Грех не съездить! Автобус ходит очень неудобно: уезжает в шесть из Мурманска, а там только в десять вечера, следующий уже обратно в семь утра, а после целый день ничего нет. Решено было взять в прокат автомобиль. На мою глупость я сразу сказал, что собираюсь в Териберку, а это название для прокатных контор здесь как красная тряпка и они смело накидывают еще тыщу сверху. На мой вопрос, что если бы мы забыли о том что я еду в Териберку, мне ответили, что все равно бы узнали, в машине GPS-трекер стоит.

Выходило дорого, так как собирались мы туда минимум на два дня с ночевкой. Но наше спасение Евгений нашел человека на Blablacar, который очень удобно брал попутчиков до Териберки. Списались с ним и все вышло! В назначенный час мы пришли к площадке на проспекте Мира к черному Ниссану.
Парень оказался из Москвы. В отпуске уже не первый раз едет сюда на машине один, гуляет в этих местах и наслаждается красотами. Говорит, что тянет. Мне пока понятно плохо.

Удивительно, как всего за 50 километров на глазах меняется пейзаж. Если в Мурманске еще есть деревья, хоть и не высокие, то здесь уже кусты:

А после поворота на грунтовку до Териберки уже и вовсе даже кустов нет. Один лишь мох, камни и бесчисленные маленькие озера:

Вот он- Север, чувствуется близость холодного моря:

За окном кажется все довольно мило и тепло:

Но на самом деле задувает холодный, обжигающий ветер. Я это понял когда мы вышли из машины на вершине сопки. Очень- очень холодно. От ветра просто не спрятаться:

Здесь видимо принято останавливаться и ставить вот такие каменные пирамидки. Кто-то их называет големами, но правильнее называть их сейды- священные камни финно-угорских племен саамов. Не понимаю как на таком холоде можно вообще что-то построить:

За холмом с пирамидками крутой спуск и вид на тундру как на ладони:

Едем дальше. Здесь у плотины стоит машина полицейского:

И сам полицейский. Виды как из Безумного Макса, словно предупреждение, что дорога опасна:

Дорогу, кстати, заметает зимой так, что местные не могут выбраться из поселка неделями.
Евгений и сотрудник ДПС Мурманской области:

Подъехали к плотине:

Высоко:

Водосброс сейчас не работает, зато можно разглядеть скалы:

Пейзаж вновь меняется и с сопок и тундры становится резким и скалистым. Угловатые скалы нависают над дорогой. Тяжелый, старые и покрытые мхом:

Удивительно, но здесь расположилась военная часть в палатках:

А вот и Териберка! Не могу поверить своим глазам!:

Мы с Евгением решили сфоткаться:

Местные жители идут по песчаному берегу в сторону старой Териберки. Виды просто класс! Левиафан же!:

Вот и кладбище старых кораблей:

Раньше при советской власти здесь был мощный рыболовецкий колхоз. Вот на таких деревянных лодках люди, рискуя жизнями, выходили в суровое море и голыми руками тащили сети с рыбой.

Теперь эти деревянные корабли как скелеты лежат у берега дороги, ведущей в Лодейное или Новую Териберку:

Это нос самой большой баржи:

Она такая большая и заросшая травой, что даже похоже на специально сделанную пристань:

Все сгнило:

Приехали. Это Новая Териберка, которая раньше была отдельным поселком Лодейное. Здесь у нас должен быть хостел.

Позвонили хозяйке и ждем. Первое что бросается это невероятная тишина. А еще собаки. Здесь они очень добрые и пушистые, и не лает никто. Смотрите, какой пес:

Пришла милая девчушка и пустила нас на второй этаж в хостел. Хостел называется "Держи краба". Это обычная двухкомнатная квартира и кроме нас в ней никого больше не было. Так что вышло, что мы сняли целую двушку. Дом очень крепкий и теплый, с маленькими коридорами и подъездом. Кстати, обратите внимание, как сделан доводчик:

Вид из окна кухни. Собственно вот в тех домах и сосредоточена вся жизнь поселка:

Решили немного подкрепиться, припить для сугреву и выдвинуться к морю. Выползли. Погода здесь резко меняется. Уже вот серо и мрачно, накрапывает дождь иногда:

Все эти дома сейчас расселяют. Выбитые и заколоченные окна, открытые двери. Заходи куда хочешь. Напоминает Кегостров чем-то:

Пятиэтажка:

Идем в сторону моря через гаражи:

Красота. В гаражах тусуются местные мужики. Все с красными лицами, улыбаются. Из далека примечают нас и пристально разглядывают, долго провожая взглядом:

Местная северная техника:

Скраб можно даже не убирать:

За гаражами идет тонкая тропка в сторону скал и вот тут уже заиграл красками берег Баренцева моря:

Суровая красота северной природы:

Насосная станция, которая снабжает водой поселок:

Заброшенный дом на краю моря. К нему мы еще обязательно сходим:

После Левиафана энтузиасты хотят вдохнуть в эти места вторую жизнь. Вот здесь даже стенд установили с перечнем местных растений. Как сказал Женя, что они правы: здесь растет четыре ягоды и больше ничего)

Красота:

Довольный Евгений:

Ну а вот и море:

У побережья мощные гранитные скалы:

Это, к слову, одни из самых древних горных пород на планете, им больше 3,5 миллиардов лет.
Так и вижу здесь бегущего с гитарой норвежского блэк-металлиста:

На далеком мысе стоит Териберский маяк:

Море холодное, но спокойное:

А это пляж. И самое интересное, что он весь завален круглыми камнями, самый маленький из которых размером с футбольный мяч:

Идем изучать тундру дальше:

Эта дорога идет к водопаду. Наверное помните, там еще в фильме главные герои шашлычили и стреляли по бутылкам:

Даже в такую в общем мрачную и пасмурную погоду здесь отличные кадры получаются. Редко когда бывает такое.

Глядите, сколько ягод:

А вот и водопад:

Вода огибает многоженство валунов и несется вниз. Фотография я и водопад:

В ущелье:

На несколько минут выглянуло солнце и весь пейзаж заиграл какими-то фантастическими красками. Эти фотки я даже не обрабатывал, там взаправду так и было. Ярко-красные скалы и очень синее море:

Водопад с другой стороны:

Желтеют листья:

Страшновато спускаться и ползать, но мы идем дальше:

Встретил еще одну пирамидку:

Будто декорации)

А в дали кораблик плывет:

Как же здесь красиво. Есть что-то особенное в природе Севера. Я только позже узнаю, что она и правда может тянуть обратно. А пока просто наслаждаюсь красотой:

Мы решили пойти дальше к берегу, с которого если смотреть прямо то дальше только Арктика и больше ничего. И по временик ак раз успевали.
Во еще одно озеро и гора:

Тропка сузилась, впереди еще один водопад:

Так, один брод преодолен:

Мхи и лишайники:

Пейзажи словно из книг Джека Лондона:

Интересно, что в этих краях водятся медведи. Просто местность хорошо просматривается и как они тогда охотятся? Или питаются только ягодами?

Пляжи на которых не позагораешь:

И тишина. Ни птицы не поют, никаких звуков:

Среди таких величественных пейзажей хочется скакать на коне:

И говорить: "Арагорн! Они помечены пядью Саурона!":

Но вдруг я своим соколиным зрением увидал какой-то крест и пушки! Вот это новости. Мы лишь шли смотреть край земли!:

Смеркается в этих краях медленно, еще есть время пофоткать:

Гляньте-ка, какие высокие и крутые берега вдали:

Подходим еще ближе:

Оказывается этот крест стоит здесь в честь советской артиллерийской батареи времен второй мировой:

Все пушки сохранились:

Их здесь четыре:

Правда состояние неважное:

Интересно было бы поглядеть на старые фото оттуда:

Сейчас здесь тишина. Чем то напоминает покинутую базу повстанцев из Звездных Войн:

Безмолвные защитники:

Путь к кромке берега оказался не так прост. Пришлось еще полазать:

Помять мягкий как матрас пушистый мох под ногами:

Чтобы, наконец, увидеть его. Вот он- край Земли!:

Если смотреть по компасу и карте дальше только Арктика:

Очень высоко и дует холодный ветер. А скалы просто отвесные, чуть шаг и можно полететь с высоты четвертого этажа:

Фоткать становится все труднее:

Это последняя фотография, Дальше с рук в такой темноте уже ничего путнего не выйдет. Здесь хорошо понятно, что мы стоит на уступе, и если присесть то ветра своем нет. Очень удобно, поэтому мы достали бутылку и добили ее до дна. Непередаваемые, скажу я вам, ощущения: сидеть в тишине на краю земли, видеть перед собой бескрайний Северный Ледовитый океан и припивать вкусную Финляндию клюковку. Ради таких моментов и стоит жить:

Ну а после в кромешной темноте мы побрели обратно. В поселке стояла просто космическая тишина. Редкие голубые фонари освещали дорогу, а там, куда их свет не доставал было насколько черно, что казалось кто-то забыл нарисовать текстуры. Мы пошли в магазин за пивком и позвонили нашему водителю, позвав в гости. Что было после расскажу в следующей части:

Читать дальше: https://ivannovikov.livejournal.com/172403.html

__________________

Ссылки на сети:

Путешествия:

Tags: Мурманская область, Териберка

• Баку 2017.

Мы бежали по аэропорту Внуково как сумасшедшие. Аэропорт был серый, мрачный и с очень высокими потолками. Как обычно было ничего непонятно. Наша…

• Смоленск 2011 (часть 1).

Идея о том, куда бы отправиться на бричке, в головы наши приходила примерно так: Каждый год на девятое мая я стараюсь поехать в очередной…

• Лаппеенранта. Зима 2013.

В январе мы на тачке снова отправились в Лаппеенранту. Это такая традиция, если ты проживаешь в Петербургах. Берешь тачку, друзей, которым тоже…