ivannovikov (ivannovikov) wrote,
ivannovikov
ivannovikov

Categories:

Викрамадитья.

2016_02_Vishakhapatnam_00003.jpg

Логично предположить, что у все читающих предыдущие посты возник справедливый вопрос: а что собственно я там делал в Индии да еще и так долго?

Поэтому отвечаю.

В 2016-м году я был контрагентом в группе технического содействия индийского авианосца "Викрамадитья." Когда корабль в 2013-м году успешно прошел ходовые испытания и отправился в свой великий поход из Североморска в индийский Карвар, на нем находилась так же и группа гарантийных специалистов из России. Позже, когда гарантия закончилась, часть инженеров все еще продолжала оказывать техническое сопровождение систем корабля по просьбе индийской стороны. (Конкретно я был инженером по автоматике главных энергетических установок и консультировал индийцев по возможным неисправностям и путям их устранения.)

Не каждому при жизни вообще повезет увидеть настоящий авианосец, а уж побывать на нем, посмотреть своими глазами взлет и посадку истребителей и увидеть его закулисную жизнь и рутину это уже дорогого стоит, уж поверьте.
Интересна судьба такого огромного исполина.

"Викрамадитья"- тяжелый авианесущий крейсер, бывший "Адмирал Горшков", заложенный на стапелях Николаевского судостроительного завода и 17 февраля 1978 года зачисленный в состав ВМФ СССР под именем "Баку". В ту пору он еще не был авианосцем в классическом понимании. Это был тяжелый авианесущий крейсер и на нем базировались по большей части вертолеты, а так же самолеты вертикального взлета и посадки ЯК-41.

У корабля есть еще пять похожих братьев, один из них- наш знаменитый "Адмирал Кузнецов". Судьба каждого из этих великанов по своему печальна.

119698.jpg


Здесь надо отметить, что Индия уже давно хотела принять на вооружение еще один авианосец. Единственный авианосец Индии, "Вираат", заложенный еще в 1944 году, в Англии, а спущенный на воду лишь в 1953-м, уже давно выработал свой ресурс и даже деражл пальму первенства, как самый старый действующий авианосец в мире. Страна рассматривала к покупке несколько вариантов: первый- французский "Клемансо", но после освидетельствования стало понятно, что ресурс корабля полностью исчерпан.

PH Clemenceau.jpg


Второй вариант, рассматриваемый Индией, стал американский "Китти Хоук", легендарный авианосец, спущенный на воду в 1960-м году и принимавший участие как во вьетнамских кампаниях, так и в Персидском заливе и Сомали, но и его состояние и остаточный ресурс были признаны неудовлетворительными.

a-aerial-stern-port-side-view-of-the-us-navy-kitty-hawk-class-aircraft-carrier-10aca2-1024.jpg


Еще одним вариантом и стал "Адмирал Горшков", который не ходил в море и ждал ремонта с 1992-го года. Почти новый корабль! Никуда не ходил!
После подписания меморандума, корабль передавался республике Индия при условии, что за индийские средства, силами наших проектных бюро и на мощностях нашего предприятия будет осуществлена его полная модернизация.

Vikramaditya-Gorshkov-9.jpg


На базе "Адмирала Горшкова" в 2004 году на Северном Машиностроительном предприятии, "СЕВМАШ" началось создание авианосца "Викрамадитья". Модернизацией корабля занялось Невское ПКБ, которым было выпущено более 33 тысяч чертежей. Специалистами завода было прорезано в корпусе корабля порядка 600 отверстий, а вес нового оборудования составил более шести тысяч тонн.

Vikramaditya-Gorshkov-34.jpg


На выходе получится средний авианосец длиной 285 метров, водоизмещением 45 тысяч тонн и способный нести 34 самолета-истребителя МИГ-29К, разработанный, к слову, так же специально для этого корабля при активном финансировании индийской стороны.

Обошлось все это Индии более чем в 2.4 млрд долларов. И тут можно услышать разговоры о том, что легче и дешевле было за эти деньги построить корабль с нуля. Да, сумма огромная, но существенно меньше, чем постройка авианосца в других странах. Своих мощностей и опыта постройки судов подобного класса у Индии на тот момент не было, а получила она на выходе новый корабль, который к тому же стал уникальным в своем роде, потому что по сути из одного проекта его переделали в другой.

Модернизация корабля дала работу смежным предприятиям и поставщикам, которых было более пяти тысяч, загрузила ПАО "СЕВМАШ", не дав развалиться и растерять ценные кадры, позволило приобрести новые компетенции в постройке судов подобного класса, опыта в котором у страны не было, так как Николаевский Судостроительный Завод остался на территории современной Украины.
Контракт на поставку модернизированных МИГов загрузил работой авиапредприятие.
Проектные бюро тоже обучили молодежь и приобрели колоссальный опыт.

Так что здесь можно сказать большое спасибо Индии и пожалеть, что такой авианосец ходит не под нашим флагом.

Vikramadirya.jpg


Звучное имя "Викрамадитья" с санскрита можно перевести как "Всемогущий". Издалека корабль внушает уважение. Он огромен! Я и раньше видел его еще у стенки завода в Северодвинске, и от того, что он пришвартован у берега другого континента была даже какая-то гордость.

На данный момент здесь проходят службу 1500 человек личного состава. Каждый занят своим делом. На корабле есть всё: здесь тебе и столовые (камбузы), и тренажерный зал, полицейский участок, лазарет, портной, парикмахерская, чипок, где можно купить необходимое и даже сувениры, все как в маленьком городке, а в гигантских размеров ангре устраиваются брифинги, мероприятия, просмотр фильмов и спортивные соревнования.

2016_02_Goa_00004.jpg


Самое любимое соревнование на корабле у индийцев- перетягивание каната.

Когда происходит перетягивание каната такое чувство, что весь корабль собирается в ангаре и никто не несет вахту. Все в едином порыве болеют за свою боевую часть, вирищат, кричат и улюлюкают. Коронный номер, это перетягивание каната с русскими специалистами в конце. Обычно русские выигрывали всегда, кроме последнего раза, тогда у индусов было неподдельное счастье и весь корабль ликовал, а крик был такой, что першило в ушах. В первый раз, когда русские победили, индусы не сдались и выписали каких-то мощных сикхов, но и те не одолели русского духа.

2016_02_Goa_00019.jpg


Наша первая каюта:

2016_01_Goa_00068.jpg


Чем-то напоминает купе, только здесь еще есть шкафчики, напротив которых умывальник. Туалет общий.

2016_01_Goa_00069.jpg


Каюта располагалась прямо под вторым аэрофинишером. Именно за него в большинстве своем стараются зацепиться самолеты при посадке. Я чуть не ошалел, когда он сработал, казалось, что гигантская пила режет корабль пополам и проходит ровно над нами.

Индусы летают постоянно, а для местных летчиков это обычная работа. Причем надо отдать должное, летают они очень хорошо. И утром, и днем и вечером у них полеты, а позже начались полеты и в ночное время. Посадка самолета в ночи даже выглядит страшно, стальной характер должен быть у летчиков, выполняющих такое. Вообще- взлет и посадка самолета на корабль в бескрайнем море- незабываемое зрелище. Двигатели обдают жаром, а рев такой, что лучше закрывать уши. Удивительное торжество технологий и ископаемого топлива!

Take_off_from_Aircraft.jpg


"Викрамадитья" постоянно в море и на учениях. Индия не жалеет на свой флот денег, а содержание такого большого корабля обходится ой как не дешево! Не каждое государство может позволить себе содержать авианосец. Только представьте, что одних запасов топлива на корабле более 9500 тонн, причем это не мазут- солярка. Автономность корабля- 45 суток. При этом 1500 человек нужно кормить три раза в день, обеспечить формой, денежным довольствием, так что смело прибавляйте и это к расходам. Держать авиакрыло на корабле с сопутствующими расходниками. Золотой корабль получается!

2016_02_Goa_00008.jpg


На палубу уже грузят очередные ящики с продовольствием, а это значит что скоро корабль вновь уйдет в поход. На сей раз в один из самых интересных. "Викрамадитья" идет на восточные побережье Индии в город Вишакхапатнам. Там раз в пят лет проводится "International Fleet Review" или Международный смотр кораблей. Ну а мы будем незаметно помогать индийцам в освоении сложной русской техники.


Tags: Адмирал Горшков, Викрамадитья, Индия, ТАВКР, авианосец, история
Subscribe

  • Soulfly.

    Я очень люблю трэш-метал. А в 17 лет я просто с ума сходил от музыки про всякие революции и ненависть, смаковал от надрывного вокала бородатых…

  • Что хорошего в Сочи?

    Этот пост можно прочитать в Яндекс.Дзен Всем привет! Я гуляю по курортному городу Сочи, куда всегда мечтал приехать. В городе есть много того,…

  • Сочи. Почему людям постарше не стоит приезжать сюда?

    Этот пост можно прочитать в Яндекс.Дзен Город Сочи! Как давно я мечтал побывать в нашем главном городе-курорте и всегда оставлял его на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments